- Уругвай. Театр
Уругвай. Театр
Первые театральные постановки в У. осуществлены в Монтевидео в конце XVIII в. В 1793 в Монтевидео было построено первое театральное здание — Дом комедии. Для драматургии первой половины XIX в. характерны мотивы борьбы против испанского колониального господства. Среди драматургов XIX в. — Б. Идальго, Э. Фахардо (1833—1870), Ф. Х. де Ача. К началу XX в. в драматургии получает распространение костумбризм. Расцвет национального театра связан с именами драматургов Ф. Санчеса и Э. Эрреры (1886—1917), в реалистических произведениях которых правдивое воссоздание национальной действительности сочетается с острой критикой буржуазного общества. В 1920—1930-х гг. в театре и драматургии преобладают модернистские течения. В 40-х гг. XX в. возникает движение «независимых театров», ставившее задачей повышение художественного уровня спектаклей, освоение лучших образцов национальной и мировой драматургии, борьбу с развлекательным коммерческим театром. Это движение способствовало подъёму уругвайского театра. После Второй мировой войны традиции «независимых театров» продолжали такие труппы, как «Эль гальпон», «Универсальный театр», Городской театр Монтевидео. Высоким профессиональным мастерством отличаются постановки государственной труппы «Комедия насьональ» (основана в 1947). Среди наиболее известных режиссёров — А. дель Чьопо, Э. Шинка, X. Ортис, X. Эструч, Ф. Вольф, А. Ларрета. Для театра пишут М. Бенедетти, К. Магги, А. Ларрета, И. Контерис, М. Росенкоф, А. Дотта. В драматургии и постановочной практике 60-х — начала 70-х гг. отмечается возросший интерес к актуальным проблемам национальной и всей латиноамериканской действительности, антиимпериалистическая направленность. Большую роль в формировании театральных кадров играет Школа драматического искусства, созданная М. Ксиргу (в 1949) и руководимая X. Эстручем. В начале 70-х гг. приобрели известность театральные труппы: «Тингладо», «Театро сиркулар», «Театро уно» «Клуб де театро», «Театро дель сентро», «Театро дель сур». Реакционный военный режим, существующий в стране с начала 70-х гг., тормозит дальнейшее развитие театрального искусства, многие прогрессивные деятели театра вынуждены были прекратить деятельность или эмигрировать.
Литература:
Рела В., Заметки об уругвайском театре, «Латинская Америка», 1973, № 2;
Sábat Pebet J. С., Teatro nacíonal, [Mont.], 1930;
Teatro uruguayo contemporáneo, 2 ed., Madrid, 1966;
Scoseria C., Un panorama del teatro uruguayo, Mont., 1963.В. Б. Оводов.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.